Собрание Совета районных архитекторов 01.02.2019

1 февраля 2019 года в офисе Ростовской областной организации Союза архитекторов России было состоялось плановое заседание Совета бывших и действующих главных архитекторов муниципальных образований при Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России (далее – Совет архитекторов).

В заседании приняли участие главные архитекторы Октябрьского, Тарасовского, Чертковского, Аксайского, Семикаракорского, Песчанокопского, Каменского районов, городов Азов и Гуково, а также представители Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России.

С докладом об изменениях градостроительного законодательства, вступившими в силу с 1 января 2019 года, выступил председатель Совета архитекторов, заместитель председателя правления Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России, председатель правления Палаты архитекторов по Южному округу – Тарасенко Александр Алексеевич.

В частности Тарасенко А.А. отметил, что в августе 2018 года были внесены изменения в действующее федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в градостроительной сфере:

– Федеральным законом от 03.08.2018 № 330-ФЗ “О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации “;

– Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

– Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

1. Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) уточнено понятие «объект капитального строительства» и вводится понятие «некапитальное строение» (п. 10 и п. 10.2 ст.1 ГрК РФ).

2. В ГрК РФ определены требования к самовольной постройке, в т. ч. внесены общие положения осуществления сноса объектов капитального строительства (Глава 6.4 ГрК РФ).

Закреплено понятие «снос объекта капитального строительства» как области градостроительной деятельности (п. 14.4 ст.1 ГрК РФ).

1) Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности дополнены полномочием по принятию решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие.

2) В области сноса объектов капитального строительства также введено саморегулирование.

3) Определены особенности организации и осуществления сноса объектов капитального строительства.

4) ГрК РФ установлены особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

5) Статьи 60 и 61 ГрК РФ дополнены положениями, регулирующими возмещение вреда, причиненного вследствие:

– разрушения, повреждения, объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при сносе объекта капитального строительства.

– неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на осуществление сноса объекта капитального строительства.

3. ГрК РФ установлены общие положения осуществления индивидуального жилищного строительства.

Вводится новое определение объекта индивидуального жилищного строительства (п. 39 ст. 1 ГрК РФ).

Установлены единые требования к строительству ИЖС.

Введен уведомительный порядок начала и окончания строительства ИЖС и садовых домов (для строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешения на строительство).

4. С 1 января 2019 года вступает в силу обязанность по ведению государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИС ОГД).

1) Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности дополнены обязанностью по созданию и эксплуатации ГИС ОГД, их ведения. Все ГИС ОГД будут вестись на региональном уровне: местные органы власти больше не будут иметь собственных ИСОГД.

2) Все ГИСОГД переводятся в электронный вид.

3) Изменяется состав сведений, передаваемых в ГИС ОГД.

4) Обязанность застройщика передавать сведения в ГИС ОГД заменяется такой же обязанностью органа, выдавшего разрешение на строительство. При этом срок передачи сведений в ГИС ОГД сокращается с 10 дней до 5 рабочих дней.

Орган, выдавший разрешение на строительство, будет, как и сейчас, передавать в ИСОГД раздел проектной документации, содержащий архитектурные решения, а также:

– заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;

– заключение государственной экологической экспертизы проектной документации;

– разрешение на строительство.

Соответственно, исключается и такое основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как непередача сведений в ГИС ОГД (ч. 7 ст. 55 ГрК РФ признается утратившей силу).

3. Уточняются требования к составу и содержанию разделов проектной документации.

1) Уточнены требования к составу и содержанию разделов проектной документации (оптимизация). Изменения, направленные на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации (части 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ), определяют объем проектной документации, но не вводят строгих ограничений по составу и содержанию ее разделов (вступили в силу с 1 января 2019 года).

2) С 1 января 2019 года в проектной документации и задании на проектирование сведения об объекте по его назначению и функционально-технологическим особенностям должны быть отражены в соответствии с классификатором объектов капитального строительства (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства) (ч. 12.3 ст. 48 ГрК РФ).

3) Уточнен порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией (статья 48.2 ГрК РФ).

4) Институт модифицированной проектной документации упразднен (признается утратившей силу часть 5 статьи 48.2 ГрК РФ, соответствующие правки внесены в статью 49 ГрК РФ ).

5) Проектная документация объектов, в отношении которых в силу требований ч. 2 и ч. 3 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится, подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

5. Дополнены и уточнены нормы ГрК РФ, регулирующие вопросы осуществления экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (ст. 49 ГрК РФ).

1) Изменяется предмет экспертизы проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 ГрК РФ (вступил в силу с 1 января 2019 года).

2) Обновляется п. 1 ч. 8 ст. 49 ГрК РФ в части оснований для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу.

3) С 1 января 2019 года в отношении всех объектов, финансируемых из бюджетной системы РФ проводится государственная экспертиза проектной документации и следовательно, в силу ч. 1 ст. 54 ГрК РФ осуществляется государственный строительный надзор.

4) Исключено положение (п. 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ), предусматривающее ранее отсутствие необходимости проведения экспертизы в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

5) Согласно дополнению 2.2 ст. 49 ГрК РФ в случае, если указанные в пунктах 1 и 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ объекты относятся к объектам массового посещения, то экспертиза в таком случае становится обязательной.

6) Из части 3 статьи 49 ГрК РФ исключаются положения по обязательности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

7) Обновленные положения ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ предусматривают дополнительные основания проведения государственной экспертизы.

8) Дополнен перечень объектов, в отношении которых проведение государственной экспертизы является обязательным (ч. 3.4. ст. 49 ГрК РФ). Государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства.

9) Исключена необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проведения капитального ремонта за счет бюджетных средств). Застройщику предоставляется возможность разработки иных разделов проектной документации в инициативном порядке.

10) Статья 49 ГрК РФ дополнена ч. 5.2, определяющая условия и пределы действия требований, на предмет которых проводится оценка соответствия проектной документации в отношении объектов:

 – не являющихся линейным, требованиям, действовавшим на дату выдачи градплана, на основании которого была подготовлена такая проектная документация при условии, что с указанной даты прошло не более 1,5 лет, а также требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу, в случае, если с даты выдачи градплана прошло более 1,5 лет;

– в отношении линейного объекта, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация при условии, что с указанной даты прошло не более 1,5 лет, а также требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу, в случае, если с даты утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 лет.

11) Теперь согласно ч. 5.3 ст. 49 ГрК РФ проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий (кроме случаев когда содержат сведения, составляющие государственную тайну) представляются в электронной форме

12) Изменяется режим конфиденциальности для сведений и документов, представленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (5.4 статьи 49 ГрК РФ).

6. Внесены изменения в отношении разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ).

1) Уточнены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности:

Исключено полномочие по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства.

2) Корректируется перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, а также порядок его выдачи.

3) В ряде норм появилось прямое указание на возможность изменения разрешения на строительство в связи с продлением срока его действия (ч. 21.14, 21.15 ст. 51 ГрК РФ). Согласно новой редакции ч. 21.14 ст. 51 ГрК РФ застройщик может обратиться с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство, в том числе при изменении параметров объекта.

4) Частью 21.15 ст. 51 ГрК РФ определены основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство:

– наличие информации о факте отсутствия начатых работ на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, связанных с продлением срока действия разрешения на строительство;

– подача заявления о внесение изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

– если получена информация госстройнадзора, что застройщик не направил извещение о начале строительных работ (в случае, когда направление такого извещения является обязательным).

5) Согласно п. 4.4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется для строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно, если строительство/реконструкция осуществляется без привлечения бюджетных средств.

6) Признана утратившей силу ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, предусматривающая продление срока действия разрешения на строительство.

6. Внесены изменения в отношении строительного контроля (ст. 53 ГрК РФ).

Статья 53 ГрК РФ дополнена ч. 7.1, предусматривающей после завершения строительства/реконструкции объекта подписания акта определенными лицами. Акт предоставляется в уполномоченный орган для ввода объекта в эксплуатацию (п. 6 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ).

7. Дополнены и уточнены полномочия Государственного строительного надзора.

1) Уточнены и дополнены случаи осуществления государственного строительного надзора (ч.1 ст. 54 ГрК РФ).

2) Уточнен предмет государственного строительного надзора (ч. 2 ст. 54 ГрК РФ).

Также на заседании Совета архитекторов  были рассмотрены следующие вопросы:

– о проблемах, связанных с регистрацией объектов недвижимости смешанного использования (например, индивидуальный жилой дом с магазином и т.п.);

– о проблемах финансирования работ по изготовлению карт-планов с координатным описанием границ территориальных зон Правил землепользования и застройки, а также координатного описания границ населенных пунктов, с последующей постановкой указанных материалов на кадастровый учет с целью исполнения дорожной карты, утвержденной Постановлением Правительства РФ ОТ 30.11.2015 № 2044-р.