ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ГЛАВНЫХ АРХИТЕКТОРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАНИЙ РО 22.02.2019

22 февраля 2019 года в офисе Ростовской областной организации Союза архитекторов России по ул. Большая Садовая, 68/40, в г.Ростов-на-Дону, прошло плановое заседание Совета архитекторов муниципальных образований при Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России (далее – Совет архитекторов МО).

В заседании приняли участие главные архитекторы Мясниковского, Багаевского, Матвеево-Курганского, Белокалитвенского, Семикаракорского, Песчанокопского, Усть-Донецкого, Ремонтненского, Каменского и Целинского районов, городов Азов и Батайск, а также представитель Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России – Тарасенко А.А. (председатель Совета архитекторов МО) и представители Ростовской юридической фирмы «Эксперт» (Руководитель – Проскурин О.Е. и юрист Мацакян А.А.).

С докладом о проблемах, связанным с регистрацией в Росреестре границ муниципальных образований Ростовской области выступил юрист Мацакян А.А.

Мацакян А.А.

В частности, Мацакян А.А. отметил, что 11.01.2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 507), который существенно изменил требования к подготовке документов территориального планирования поселений, городских округов.

В силу п. 5.1 ст. 23 ГрК РФ (в ред. Закона № 507), обязательным приложением к генеральному плану поселения или городского округа являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Таким образом, обязательным приложением к генеральному плану поселения является описание местоположения границ населенного пункта.

В силу п. 8 ч. 1 и ч. 18.1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”  ь(в ред. Закона № 507), органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, об установлении или изменении границ населенного пункта, об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий с обязательным приложением подготовленных в электронной форме текстовых и графических описаний местоположений границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечнем координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.

Согласно положениям ст. 7 Закона № 507:
1) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.
2) органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года.
3) органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2021 года.

Во исполнение указанной нормы органами местного самоуправления были заключены договоры на выполнение работ по описанию местоположений границ населенных пунктов и их территориальных зон, потрачены в том числе и бюджетные средства.

Указанные земельные участки относятся к двум типам:
1) предназначенные для размещения линейных объектов, проходящих по территориям нескольких населенных пунктов;
2) несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, которые ранее по заявлению правообладателя органом кадастрового учета были учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

В настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами не предусмотрены нормы, обязывающие правообладателей указанных земельных участков осуществить их раздел.

П. 1 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001  № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности или ином праве сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом могут размещаться на основании публичного сервитута, лишь имеют право, но не обязаны переоформить право бессрочного пользования или право аренды на публичный сервитут при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.

При этом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

П. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” установлено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений ЕГРН, в случае, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8 – 11 комментируемой статьи, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН.

Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2018 № 236 также не определен порядок действий в данной ситуации.

Таким образом, данная ситуация остается неурегулированной федеральным законодательством и отсутствуют какие-либо правовые механизмы выхода из сложившейся ситуации.

Кроме того, с целью сбора данных по проблемным вопросам муниципальных образований в области градостроительной деятельности юристом фирмы «Эксперт» были розданы опросные листы. Также прозвучало предложение о системном сборе проблемных вопросов, возникающих в работе главных архитекторов муниципальных образований, для дальнейшего их изучения их в фирме «Эксперт» и разработки в последующем соответствующих рекомендаций по их разрешению. 

В связи с этим, председателем Совета архитекторов, заместителем председателя правления Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России Тарасенко Александром Алексеевичем было предложено заключить с фирмой «Эксперт» соглашение о взаимодействии.

Тарасенко А. А.

В заключении заседания Совет архитекторов МО выразил глубокую коллективную обеспокоенность ситуацией, сложившейся вокруг главного архитектора Мартыновского района Ростовской области Корчиги Александра Васильевича в части заключения его под стражу.

При этом, Совет выразил коллективное мнение об архитекторе Корчиге Александре Васильевиче, проработавшем в органах архитектуры более 30-ти лет, как о профессионале, который внес большой вклад в решение вопросов архитектуры и градостроительства, а также в целом в развитие Мартыновского района Ростовской области.

Участники Совета выразили уверенность в объективном и беспристрастном подходе в расследовании возникших обстоятельств и надежду на благоприятный исход сложившейся ситуации.

В связи с чем, Совет принял соответствующее обращение в поддержку архитектора Корчиги Александра Васильевича.