Информация о заседаниях Совета архитекторов от 29.03.2019, от 26.04.2019 и от 31.05.2019

В марте и апреле текущего года прошли рабочие совещания Совета архитекторов по текущим вопросам деятельности главных архитекторов муниципальных образований Ростовской области в режиме «вопрос-ответ».

31 мая 2019 года в офисе Ростовской областной организации Союза архитекторов России было состоялось очередное заседание Совета главных архитекторов муниципальных образований при Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России (далее – Совет архитекторов).

В заседании приняли участие приехавшие главные архитекторы Ростовской области, а также представители Правления Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России – Логоватовская Е.С. и приглашенный юрист – Тихонцов А.В.

С докладом о новых Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон выступил председатель Совета архитекторов – Тарасенко Александр Алексеевич.

В частности Тарасенко А.А. отметил, что с 15 марта 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила).

В связи с этим возникли следующие вопросы:

  • Продолжают ли применяться положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)?
  • Обязательны ли к применению положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, посвящённые порядку установления санитарно-защитных зон, учитывая, что соответствующие нормы, включённые в раздел IV «Установление размеров санитарно-защитных зон», частично противоречат положениям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222?

Застройщикам должно быть известно, что Постановление Правительства РФ имеет большую юридическую силу, что само по себе указывает на неприменение положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части, противоречащей Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 12 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (абзац введён Федеральным законом № 135 от 01.07.2017; соответствующее положение закона вступило в силу с 30.09.2017 г.):

– порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Как указано выше, Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 вступило в силу 15.03.2018 г.

Таким образом, с 15.03.2018 г. требования к порядку установления санитарно-защитных зон определены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

Вместе с тем, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не были отменены, либо частично отменены в связи с вступлением в силу абзаца 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и/или Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

Однако ввиду большей юридической силы Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, а также того, что согласно абзацу 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок установления СЗЗ утверждается Правительством РФ, а не каким-либо органом исполнительной власти, положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подлежат применению только в части, не противоречащей Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

В связи с указанным, не подлежат применения положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в случае, если такие положения противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

 Разберём по пунктам новое Постановление Правительства № 222. Основные моменты, кратко, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»:

  • Вводится новый термин – прекращение существования СЗЗ;
  • Застройщик до получения Разрешения на строительство обязан получить Разрешение на установление СЗЗ;
  • В течении 1 года после ввода в эксплуатацию, правообладатель объекта обязан провести измерения атмосферного воздуха на границе СЗЗ;
  • При прекращении эксплуатации и ликвидации объекта, правообладатель обязан уведомить Управление Роспотребнадзора;
  • Результаты натурных измерений подаются в Роспотребнадзор организацией, которая проводила замеры. Срок на передачу протоколов и актов 1 месяц;
  • Заявление об установлении СЗЗ можно направлять в электронной форме, через портал ГосУслуги;
  • Для получение санитарно-эпидемиологического заключения, нужно предоставить в Роспотребнадзор проект СЗЗ и Экспертное заключение;
  • В случае перехода прав собственности на объект, принятие нового Решения не требуется.

Правила, утверждённые Постановлением Правительства от 03.03.2018 № 222, определяют:

  • порядок установления СЗЗ;
  • порядок изменения СЗЗ;
  • порядок прекращения существования СЗЗ;
  • особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

Для каких объектов устанавливаются СЗЗ.

Важное правило содержится в абзаце 2 п. 1 Правил: санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, СЗЗ устанавливается при одновременном соблюдении всех следующих условий:

– объект, для которого устанавливается СЗЗ, является объектом капитального строительства; – объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;
– за контурами объекта превышаются санитарно-эпидемиологические требования.

Оговорка об установлении СЗЗ для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г.

Правообладатели объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г., в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны:

  1. провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром
  2. представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, в срок не позднее 15.03.2019 г.

При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Оговорка об установлении СЗЗ для строящихся объектов.

В случае если до 15.03.2018 г. выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, в срок не позднее 15.03.2019 г.

Материалы для установления СЗЗ.

Решение об установлении СЗЗ принимается центральным аппаратом Роспотребнадзора (для объектов I и II категории), либо территориальными органами Роспотребнадзора в течение 15 рабочих дней на основании:

  • заявления об установлении СЗЗ;
  • проекта СЗЗ;
  • экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ (замечу: не санитарно-эпидемиологического заключения, как это было раньше, а фактически его предшественника).

Проект СЗЗ содержит:

а) сведения о размерах СЗЗ;

б) сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны; перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);

 в) обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

 г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;

 д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, использование земельных участков в которых запрещено Правилами (в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)).

Взаимодействие Роспотребнадзора и Росреестра.

Копия решения об установлении (изменении) СЗЗ, копия решения о прекращении существования СЗЗ направляются Роспотребнадзором (его терорганом) в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) СЗЗ, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в Роспотребнадзор (его терорган).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

 Отказ в установлении СЗЗ.

Основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ являются:

а) отсутствие документов, необходимых для установления СЗЗ, а также отсутствие сведений, которые должны содержаться в проекте СЗЗ;

б) несоответствие содержащихся в проекте СЗЗ размеров и границ СЗЗ, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в) несоответствие содержащихся в проекте СЗЗ ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, ограничениям использования земельных участков, установленным п. 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, для целей, предусмотренных подп. “б” п. 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта СЗЗ санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ обязан устранить основания для отказа и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.

Ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

В соответствии с п. 5 Правил в границах СЗЗ не допускается использование земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведёт к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Со дня установления СЗЗ (т.е. со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН) на земельных участках, расположенных в границах СЗЗ, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Правило о проверке необходимости пересмотра установленной СЗЗ.

В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или изменённой исходя из расчётных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

Лица, которые вправе осуществлять исследования для целей установления СЗЗ.

Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Напомню, что пока не отменен п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которомулабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

На заседании Совета архитекторов также были рассмотрены текущие вопросы работы подразделений органов архитектуры Ростовской области.