СОБРАНИЕ СОВЕТА РАЙОННЫХ АРХИТЕКТОРОВ 26.07.2019

26 июля 2019 года в «Доме архитектора» Ростовской областной организации Союза архитекторов России состоялось очередное заседание Совета главных архитекторов муниципальных образованийпри Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России (далее – Совет архитекторов).

В заседании приняли участие главные архитекторы Зимовниковского, Сальского, Октябрьского, Усть-Донецкого, Песчанокопского, городов Зверево и Батайска, а также представители Ростовской областной общественной организации Союза архитекторов России, руководитель юридической компании «Юг Флагман» — Мацакян А.А. и эксперт по вопросам пожарной безопасности Сидоров С.А.

Как всегда повестка дня формировалась на основании предложений главных архитекторов муниципалитетов. Несмотря на обстоятельства отсутствия значительного количества членов Совета, которые находятся в отпуске или задействованы на муниципальных мероприятиях, заседание Совета прошло как всегда в последнюю пятницу месяца в творческой и дискуссионной обстановке. Традиционно заседание Совета открыл его председатель – Тарасенко Александр Алексеевич. Повесткой дня было предложено рассмотреть четыре вопроса:

1. Об обеспечении пожарной безопасности, в том числе требований нормативных документов, при размещении нестационарных объектов торговли.
2. О порядке внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы.
3. О проблемах, возникающих при внесении в единый государственный реестр недвижимости границ населенных пунктов и территориальных зон.
4. О последних изменениях в законодательстве о градостроительной деятельности.

С информацией по актуальным вопросам обеспечения пожарной безопасности, в том числе требований нормативных документов, при размещении нестационарных объектов торговли выступил директор – Сидоров Сергей Александрович. Одновременно с выступлением докладчик отвечал на вопросы, возникающие у архитекторов, по ходу выступления.

В своем выступлении Сидоров С.А. отметил, что при размещении некапитальных торговых объектов (НТО) на территории населенных пунктов, в среде сложившейся застройки следует учитывать площадь, высоту, класс функциональной пожарной опасности размещаемого объекта, так как в зависимости от данных характеристик определяются:

— минимально требуемая степень огнестойкости объекта, а также пределы огнестойкости строительных конструкций объекта согласно требований таблицы 21 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также СП 2.13130.2012.

— минимальные расстояния до существующих зданий и сооружений согласно требований п. 4.3, табл. 1 СП 4.13130.2013.

— количество, ширина пожарных проездов, а также расстояние от стен объекта до внутреннего края пожарного проезда, согласно требований пп. 8.1, 8.2, 8.6, 8.8, 8.13 СП 4.13130.2013.

— минимальный расход воды на наружное пожаротушение объекта согласно требований пп. 5.2, 5.3, 5.13, табл. 2,3,4,6 СП 8.13130.2009.

— необходимость оборудования объекта системами автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения согласно требований СП 5.13130.2009.

— необходимость оборудования объекта системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно требований СП 3.13130.2009.

Если размещаемый некапитальный торговый объект (НТО) представляет собой изделие, изготавливаемое и поставляемое заводом изготовителем необходимо проверять наличие:
— технологических карт по сборке (разборке при необходимости перемещения НТО).
— необходимых сертификатов на изделие в области пожарной безопасности, согласно ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Для подтверждения пожарной безопасности объекта могут проводиться необходимые пожарно-технические расчеты на основе имеющихся методик, а также моделирование возможных пожароопасных ситуаций и опасных техногенных воздействий.

При проведении работ по размещению некапитальных торговых объектов (НТО), а также при их эксплуатации следует руководствоваться требованиями «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Требование Правил противопожарного режима (далее — ППР) о минимальном противопожарном расстоянии, сформулированное для «временных строений», распространяется также и на временные сооружения, в том числе киоски. К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации (далее — ВС РФ), рассматривая административный иск о признании недействующим абз. 2 п. 74 ППР, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (Решение ВС РФ от 5 декабря 2018 г. № АКПИ18-1010).

Спорное положение устанавливает минимальное расстояние в 15 м, которое должно соблюдаться между временными строениями и другими зданиями, сооружениями. Да и сам по себе противопожарный разрыв, согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», может устанавливаться исключительно между зданиями и строениями. При этом и госпожнадзор, и суды применяют это правило, в том числе, к киоскам и палаткам, хотя они, согласно п. 63 ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», являются временными сооружениями, но не строениями. Административный истец настаивал, что спорное положение является неопределенным и нарушающим его права, а стало быть, должно быть признано недействующим.

Однако ВС РФ отказал в иске полностью по следующим обстоятельствам:

— противопожарный режим есть совокупность требований пожарной безопасности, определяющих, в том числе, порядок содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты;

Градостроительный кодекс определяет некапитальные строения, сооружения как строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и демонтаж без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);

— значит, понятие «временные строения» из спорного пункта ППР по своему смыслу соотносится с понятием «некапитальные строения, сооружения», приведенному в Градостроительном кодексе РФ;

— кроме того, действующее законодательство широко использует понятие «строение» применительно к различным объектам гражданского оборота в зависимости от регулирования отношений в той или иной сфере деятельности (торговля, налоги, строительство, пожарная безопасность). Так, «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет понятия «здание», «сооружение» как результат строительства, а этим результатом может быть создание, как здания, так и сооружения. Статья 222 Гражданского кодекса определяет, что самовольной постройкой является здание или сооружение, возведенные на земельном участке. Статья 346.27 Налогового кодекса РФ определяет павильоны, киоски через понятие строения. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;

— следовательно, законодатель не разграничивает и не придает различный правовой смысл объектам «строение» и «сооружение»;

— а ссылки административного истца на национальный стандарт РФ и «нормы государственной противопожарной службы МВД России», не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, потому что имеют меньшую юридическую силу по сравнению с оспариваемым нормативным правовым актом.

Также Сидоров С.А. провел презентацию возглавляемого им предприятия под названием «ИП Сидоров С.А.», сообщив при этом, что это коллектив из настоящих профессионалов с большим опытом работы, которые имеют профильное образование в области пожарной безопасности, опыт работы в надзорных органах строительного надзора и органах МЧС РФ, а также аккредитованы в Минстрой РФ как эксперты пожарной безопасности (4 эксперта).

При этом, Сидоров С.А. информировал присутствующих, что работа их коллектива начинается с момента проработки концептуальных проектных решений до ввода объекта и его эксплуатации.

За время деятельности было разработано более 60 Специальных технических условий (СТУ) по пожарной безопасности на объекты капитального строительства, которые согласованы в установленном порядке. Примером выполненных и реализованных проектов СТУ являются такие, как:

  • «Цех по производству металлоконструкций, г. Таганрог»;
  • «6-ти этажное административное здание с подземной автостоянкой в г. Ростов-на-Дону»;
  • «Автосалон «МОДУС» в г. Ростов-на-Дону»;
  • «Гостинично-ресторанный комплекс «Цезарь RoyalPalas»;
  • «Производственный корпус производительностью 36 тыс. тонн в год кондитерских изделий в г. Азов»;
  • «Гостиничный комплекс «Танаис» в г. Ростове-на-Дону»;
  • «Бизнес-комплекс «SHERATON» со встроенной автостоянкой в г. Ростове-на-Дону» и многие другие.

«ИП Сидоров С.А.» неоднократно, ежегодно занимает лидирующие позиции по показателям в общегосударственных рейтингах организаций в области пожарной безопасности.

Наши специалисты квалифицированы по многим направлениям Вашей безопасности в том числе:

проектирование, монтаж, пусконаладочные работы, диспетчеризация, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты:

— автоматической пожарной сигнализации,
— автоматического пожаротушения, 
— оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,
— противопожарного водопровода,
— дымоудаления,
— огнезащитной обработки материалов, изделий и конструкций (металлоконструкций, воздуховодов, деревянных конструкций, кабельной продукции, тканей и т.д.),
— противопожарных занавесов и завес, а также заполнения проемов в противопожарных преградах.

ИП Сидоров С.А. является надёжным и проверенным партнёром для многих организаций и компаний региона:

ООО «ЮНИОН» автосалон «Хонда»;
ООО «ККПД-ИНВЕСТ» многоквартирные жилые дома;
АО «ПАТРИОТ-Девелопмент» многоквартирные жилые дома;
ООО «ФИРМА «КРИСТИНА» СЗ»многоквартирные жилые дома;
ООО «КОНЦЕРН «ПОКРОВСКИЙ»многоквартирные жилые дома;
ООО «УССтрой» многоквартирные жилые дома;
ООО «ЕвроСпецСтрой» помещения Сбербанка РФ;
ООО «ААА» торговый центр;
ЗАО «Электро СИ» сопровождение механо-сборочного корпуса №21;

Помимо указанных выше работ, «ИП Сидоров С.А.» предоставляет услуги по проведению обследования объекта на соответствие норм пожарной безопасности с выдачей письменного заключения и рекомендаций.

В состав выполняемых работ входит:

— анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

— обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

— определение соответствия архитектурных решений объекта действующему законодательству в области пожарной безопасности, определение необходимости и достаточности имеющихся технических средств противопожарной защиты, проверка соблюдения противопожарного режима;

— в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых испытаний и расчетов, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — расчетов по оценке пожарного риска;

— подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

— подготовка рекомендаций по оптимальному варианту системы противопожарной защиты объекта.

По вопросу о порядке внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы с кратким разъяснением выступил Тарасенко А.А.

Также на Совете выступил директор юридической компании «Юг Флагман» Мацакян А.А., который поделился с присутствующими информацией о проблемах, возникающих при внесении в единый государственный реестр недвижимости границ населенных пунктов и территориальных зон. В частности отметил Мацакян А.А., что кадастровый орган отказывает во внесении сведений в случае, если в населенном пункте имеются земельные участки, выделенные для эксплуатации линейных объектов, либо зарегистрировано единое  землепользование.

При этом с 1 июня 2020 года, при отсутствии координат территориальных зон, органам местного самоуправления будет запрещено выдавать разрешения на строительство.

 Указанная ситуация требует вмешательства на федеральном уровне, в связи с чем, для анализа ситуации, главным архитекторам районов было предложено собрать информацию о проблемах, возникающих при установлении границ населенных пунктов. После чего будет подготовлена соответствующая аналитическая записка и передана в инициативную группу при Союзе «Торгово-промышленная палата Ростовской области» для поиска выхода из сложившейся ситуации федеральном Росреестре и Минэкономразвития России.

О последних изменениях в законодательстве о градостроительной деятельности присутствующих проинформировал Тарасенко А.А., который сообщил о планируемых новых полномочиях органов местного самоуправления по застройке территорий.

Речь шла о рассматриваемом в Государственной Думе проекте закона«О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Новый закон должен дополнить Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) главой 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», которая детально регламентирует процессы:

— развития застроенной территории;
— комплексного освоения территории;
— комплексного развитию территории.

В соответствии с новыми правилами органам местного самоуправления будет предоставлено право принимать решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории без проведения аукциона на право заключения соответствующего договора.

Также Тарасенко А.А. прокомментировал ряд вопросов, охваченных планируемыми нововведениями.

Вопрос о процедуре получения градостроительного плана земельного участка.

В законе уточняется и процедура получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). После вступления закона в силу не только правообладатель земельного участка, но и иное лицо вправе будет обратиться с соответствующим заявлением в муниципалитеты. Ранее такие права были отменены и вот опять …., прокомментировал ситуацию Тарасенко А.А.

Подготовить ГПЗУ можно будет на основании утвержденных проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка в случае, если участок для размещения объектов федерального, регионального, местного значения образуется из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц.

При этом орган местного самоуправления будет вправе отказать в выдаче ГПЗУ, чего раньше не предусматривалось по 403-ФЗ, разве что в случае, если участок не имел координат.

 Вопрос о новых особенностях прохождения госэкспертизы.

Принятые в третьем чтении поправки в ГрК РФ исключают нормы о необходимости прохождения исключительно государственной экспертизы проектной документации в отношении объектов, находящихся в зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).

Иными словами, вступление в силу вышеуказанных поправок возродит рынок негосударственной экспертизы проектной документации, существенно сократившийся после принятия в августе прошлого года 342-ФЗ.

 Вопрос о правах физических лиц.

Принятые Госдумой поправки в ГрК РФ не содержат в себе нормы, позволяющие изымать землю у физлиц для государственных и муниципальных нужд.

С одной стороны, это устраняет опасения со стороны ряда представителей общественности. Но с другой, оставляет открытым вопрос: как быть, если один-единственный собственник квартиры в ветхом доме захочет блокировать реализацию масштабных проектов редевелопмента деградирующих территорий?

 Вопрос о других положениях.

В качестве важных на сайте Госдумы можно отметить также следующие новеллы закона:

— возможность включения в границы комплексного развития территории находящихся в государственной собственности смежных и не обремененных правами третьих лиц земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры;

— определен перечень документов, необходимых для получения средств материнского капитала на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС;

— пенсионному фонду РФ предоставлено право запрашивать в контрольно-надзорных органах сведения о несоответствии объектов ИЖС установленным требованиям;

— в перечень объектов, для которых не требуется разрешение на строительство, включены антенные опоры (мачты и башни) высотой до 50 м;

— уточняется перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе федерального уровня;

— устанавливается новый срок продолжительности общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки — не менее одного и не более трех месяцев.

            Также на заседании Совета архитекторов, кроме основных вопросов повестки дня, были рассмотрены и обсуждены организационные вопросы.

В частности было подписано соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета архитекторов, между ООО «Юридическая компания «Юг Флагман» и Ростовской областной общественной творческой профессиональной общественной организацией «Союз архитекторов России».